Чемпионат ИТ-сферы Ульяновской области по программированию среди школьников

Проект поддержан фондом 02.01.2017
Суть проекта
В рамках проекта организуется чемпионат ИТ-сферы Ульяновской области по программированию среди школьников в формате круглогодичной системы турниров. Процесс организации чемпионата заключается в следующем:a) турниры сгруппированы в сезоны - зима, весна, лето, осень; к турниру допускаются учащиеся любых средних учебных заведений: школ, лицеев, гимназий, колледжей, училищ, техникумов; термин «учащиеся школы» ниже используется как синоним терминов «студент колледжа» или «студент техникума»;
b) в каждом сезоне проводится три турнира – тренировочный, отборочный и финальный; в сезон «Осень» включается еще четвертый турнир – заключительный командный турнир года;
c) в тренировочном и отборочном турнире участники имеют доступ к системе управления турнирами через Интернет с домашних или школьных компьютеров;
d) финальные турниры проводятся в компьютерных классах УлГТУ, где контролируется самостоятельность решения задач финалистами – отбираются телефоны, исключается нахождение учащихся одного учебного заведения за соседними рабочими местами, исключается доступ к Интернет и возможность использования каких-либо внешних носителей данных;
e) в ходе организации каждого турнира создается набор задач по алгоритмическому программированию и средства автоматизации тестирования – так называемые чекеры;
f) формулировки постановок задач и чекеры загружаются в систему управления турнирами, снабженную несколькими проверяющими машинами, затем чекеры отлаживаются с привлечением независимых от авторов программистов – преимущественно участников чемпионата мира по спортивному программированию;
g) организуется двухэтапная регистрация участников на сайте чемпионата ulivt.ru (в дальнейшем ULIVT) – сначала регистрируются ответственные за участие от учебных заведений (в качестве них чаще всего выступают учителя информатики), которые затем самостоятельно регистрируют школьников; инструкции по регистрации публикуются на сайте ULIVT; на основе регистрации ответственных создаются личные кабинеты учителей информатики;
h) регистрационные данные из базы чемпионата на сайте ULIVT переносятся в базы данных автоматизированной системы управления турнирами; постоянно поддерживается связь через электронную почту между администраторами турниров и ответственными за участие в чемпионате от учебного заведения;
i) информация о дате-времени начала и завершения каждого турнира публикуется на сайте чемпионата ULIVT и рассылается по электронной почте всем зарегистрированным ответственным от учебных заведений;
j) в ходе турнира на сайте чемпионата публикуется турнирная таблица, в которой для каждого участника приводится число решенных задач, число попыток решения каждой задачи, время решения от начала турнира и суммарное время решения по всем решенным задачам;
k) по ходу турнира организуется анализ динамики показателей школ и формирование потоков поздравлений в адрес конкретных школ за различные виды достижений: попадание в тройку призеров или в топ-список по тому или иному рейтингу, опережение той или иной школы и т.п.;
l) в ходе любого турнира на его сайте организуется форум участников, в ходе которого участники могут задавать вопросы авторам задач и получать ответы, которые касаются толкования формулировок задач и технических
проблем взаимодействия с автоматизированной системой управления турнирами, но не могут быть подсказками;
m) по итоговой турнирной таблице каждого отборочного турнира организаторами чемпионата определяется состав финального турнира, который вместе информацией о дате, времени и месте проведения финала публикуется на сайте ULIVT, рассылается ответственным от учебных заведений и передается в министерство образования для создания основания командировать участников финала и сопровождающих их лиц в УлГТУ;
n) задания отборочных турниров подвергаются проверке на заимствование кода одних участников у других – так называемая антиплагиатная проверка; при обнаружении заимствований решения, обладающие высокой степенью совпадения, аннулируются с возможной дисквалификацией участников без выяснения кто из участников решил сам, а кто заимствовал;
o) организуется финальный турнир в УлГТУ с использованием серверов и компьютерных классов, а также вовлечением обслуживающего персонала УлГТУ; организуется разбор турнирных задач и награждение финалистов
дипломами;
p) по ходу чемпионата выполняется интеграция данных по учебным заведениям на основе подсчета четырех видов рейтингов: рейтинг массовости – суммарное число учеников, решивших хотя бы одну задачу; рейтинг активности – общее число задач, решенных учащимися школы; рейтинг успешности – вычисляется по формуле C + 3*F + 5*S, где C – число задач, решенных в отборочных турнирах, F – число задач, решенных в сезонных финалах, S – число задач решенных в заключительном командном турнире; рейтинг мастерства – подсчитывается как сумма таких баллов за правильные решений конкретных задач отборочных и финальных турниров, которые начисляются с учетом числа участников турнира, решивших задачу (начисляемый балл обратно пропорционален количеству участников, решивших задачу);
q) на основании подсчета рейтингов школ формируются и публикуются на сайте ULIVT четыре турнирных таблицы, в каждой из которых учебные заведения упорядочены в порядке убывания значения рейтинга; при равном
значении рейтинга у нескольких школ, их порядок в рейтинговой таблице определяется временем решения самой последней задачи – впереди оказывается та школа, последнее правильное решение от учащегося которой отослано проверяющей системе раньше;
r) на основе рейтингов успешности и мастерства, накопленных школами по всем сезонным турнирам года, определяются квоты для учебных заведений для представления команд в заключительном командном турнире;
s) в соответствие с квотами организуется формирование школьных команд, их регистрация и проведение суперфинала, по итогам которого вручается кубок победившей команде и по 3 комплекта медалей участникам – 3 золотые, 3 серебряные, 3 бронзовые;
t) подсчитывается суммарный рейтинг успешности учебных заведений по всем турнирам, включая суперфинал, и формируются заключительные таблицы рейтингов школ; школа, занявшее первое место по рейтингу успешности, объявляется победителем чемпионата;
u) формируются предложения по награждению учителей информатики и учащихся по итогам годового чемпионата и направляется в министерство образования Ульяновской области;
v) по ходу чемпионата организуется подсчет личных рейтингов участников и публикация результатов в соответствующих личных кабинетах учителей информатики;
w) по ходу турнира организуется публикация всех поздравлений в адрес школы в каждом личном кабинете учителя информатики школы;
x) по ходу турнира организуется анализ динамики личных показателей учащихся школ и формирование потоков поздравлений в их адрес; поздравления публикуются в личном кабинете учителя информатики соответствующей школы в двух форматах: в формате веб-страницы, публикуемой на проекторе или школьных компьютерах, а также в формате распечатки перечня достижений учащегося для передачи его родителям;
y) в каждом личном кабинете публикуются информационные материалы для тренировочного процесса, включающие в себя уроки ученикам и учителям, методические материалы по проведению внеурочных занятий, в том числе разборы задач чемпионата и тесты турнирных программ;
z) организуется форум учителей, организаторов чемпионата и представителей ИТ-компаний с целью совершенствования механизмов организации чемпионата и активизации участия в нем. В ходе выполнения заявляемого проекта выполняется подготовка всех информационно-программных материалов для 13 турниров сезонов «Лето-2017», «Осень-2017» (включая суперфинал 2016), «Зима-2018», «Весна-2018», а также проведение 12 сезонных турниров и суперфинала чемпионата 2017 года.
Выделено фондом для реализации
400 000 рублейНаименование организации
ФГБОУ ВО УлГТУПольза проекта с позиции авторов
В ходе выполнения проекта решаются следующие основные проблемы организации школьных программистских олимпиад и других мероприятий по вовлечению школьников в ИТ-сферу Ульяновской области:
• Проблема низкой массовости мероприятий, в которых школьники решают задачи предметной области ИТ-сферы. Количество задач, решения которых способно проверить профессиональное жюри, исчисляется десятками. Для вовлечения в ИТ-сферу многих сотен школьников требуется такой формат активных мероприятий со школьниками, в котором могут фигурировать многие
тысячи решений задач. Эту проблему успешно решает технология автоматической проверки решений турнирных задач, применяемая при организации чемпионата ИТ-сферы Ульяновской области по программированию среди школьников.
• Проблема эпизодичности мероприятий, примером которой является ежегодная олимпиада школьников по информатике, которая обладает достаточной массовостью на районном этапе, имеющим продолжительность всего несколько часов. Чемпионат ИТ-сферы Ульяновской области по программированию среди школьников проводится в формате, который предусматривает круглосуточный доступ участников к проверяющим машинам совокупно более 5 месяцев в год.
• Проблема малого количества задач проводимых олимпиад. Чемпионат ИТ-сферы Ульяновской области по программированию среди школьников предполагает вовлечение в турниры всех сезонов более 100 задач по алгоритмическому программированию.
• Проблема ограниченности средств мотивации участников олимпиадных мероприятий. Три призовые места традиционных олимпиад оставляют за бортом победителей большую часть участников. Эта проблема решается в организуемом в рамках проекта чемпионате ИТ-сферы Ульяновской области по программированию среди школьников тремя способами: организацией 5 финалов, в каждом из которых участникам вручаются дипломы; увеличением количества рейтингов, благодаря чему расширяется общее число призеров; организацией анализа динамики показателей и публикацией поздравлений в адрес школ и учащихся.
• Проблема низкой массовости мероприятий, в которых школьники решают задачи предметной области ИТ-сферы. Количество задач, решения которых способно проверить профессиональное жюри, исчисляется десятками. Для вовлечения в ИТ-сферу многих сотен школьников требуется такой формат активных мероприятий со школьниками, в котором могут фигурировать многие
тысячи решений задач. Эту проблему успешно решает технология автоматической проверки решений турнирных задач, применяемая при организации чемпионата ИТ-сферы Ульяновской области по программированию среди школьников.
• Проблема эпизодичности мероприятий, примером которой является ежегодная олимпиада школьников по информатике, которая обладает достаточной массовостью на районном этапе, имеющим продолжительность всего несколько часов. Чемпионат ИТ-сферы Ульяновской области по программированию среди школьников проводится в формате, который предусматривает круглосуточный доступ участников к проверяющим машинам совокупно более 5 месяцев в год.
• Проблема малого количества задач проводимых олимпиад. Чемпионат ИТ-сферы Ульяновской области по программированию среди школьников предполагает вовлечение в турниры всех сезонов более 100 задач по алгоритмическому программированию.
• Проблема ограниченности средств мотивации участников олимпиадных мероприятий. Три призовые места традиционных олимпиад оставляют за бортом победителей большую часть участников. Эта проблема решается в организуемом в рамках проекта чемпионате ИТ-сферы Ульяновской области по программированию среди школьников тремя способами: организацией 5 финалов, в каждом из которых участникам вручаются дипломы; увеличением количества рейтингов, благодаря чему расширяется общее число призеров; организацией анализа динамики показателей и публикацией поздравлений в адрес школ и учащихся.
Почему мы?
Накоплен многолетний опыт создания наборов задач и организации турниров по спортивному программированию с автоматической проверкой решений: 8 турниров номинации «Алгоритмическое программирование» Поволжской олимпиады Волга-ИТ – 2012-2015 гг., 10 турниров первокурсников УлГТУ – 2013-2015 гг., 10 турниров практикантов УлГТУ – 2012-2016 гг., 23 турнира чемпионата ИТ-сферы Ульяновской области по программированию среди школьников – 2015-2016 гг. В решение задач областного чемпионата школьников
по программированию вовлечено более 900 учащихся.
по программированию вовлечено более 900 учащихся.
Команда проекта
Профессор кафедры ВТ УлГТУ, д.т.н. В.Н.Негода, доцент кафедры ВТ УлГТУ, к.т.н. Ю.А.Лапшов, ассистент кафедры ВТ УлГТУ и тренер сборных команд УлГТУ по программированию В.А.Фолунин, дипломанты полуфинала мира по спортивному программированию студенты ФИСТ УлГТУ М.О.Кашичкин и Е.В.Кондратьев, участник полуфинала финала мира по спортивному программированию.
Календарь проекта
Этап 1. Январь-февраль 2017. Организация тренировочного, отборочного и финального турниров сезона «Зима-2017», включая регистрацию, публикацию и рассылку ответственным по школам информационных материалов, ведение форума участников, подсчет и публикацию рейтинга активности и массовости.
Этап 2. Март-май 2017. Организация тренировочного, отборочного и финального турниров сезона «Весна-2017», включая создание регистрацию, публикацию и рассылку ответственным по школам информационных материалов, ведение форума участников, подсчет и публикацию рейтингов активности, массовости, успешности, мастерства, формирование потоков
поздравлений в адрес школ.
Этап 3. Июнь-сентябрь 2017. Организация тренировочного, отборочного и финального турниров сезона «Лето-2017», включая создание наборов задач и тестов автоматической проверки решений, регистрацию, публикацию и рассылку ответственным по школам информационных материалов, ведение форума участников, подсчет и публикацию рейтингов активности, массовости,
успешности, мастерства, формирование потоков поздравлений в адрес школ и учащихся.
Этап 4. Октябрь-Ноябрь 2017. Организация тренировочного, отборочного и финального турниров сезона «Осень-2017», включая создание наборов задач и тестов автоматической проверки решений, регистрацию, публикацию и рассылку ответственным по школам информационных материалов, ведение форума участников, подсчет и публикацию рейтингов активности, массовости,
успешности, мастерства, формирование потоков поздравлений в адрес школ и учащихся.
Этап 5. Декабрь 2017. Организация заключительного командного турнира 2017-го года, включая создание наборов задач и тестов автоматической проверки решений, поддержку формирования школьных команд и их регистрацию, публикацию и рассылку ответственным по школам информационных материалов, ведение форума участников, подсчет и публикацию рейтингов активности, успешности, мастерства, формирование потоков поздравлений в адрес школ, награждение победителей. Разработка наборов задач с тестами автоматической проверки решений для турниров сезонов «Зима-2018» и «Весна-2018».
Этап 2. Март-май 2017. Организация тренировочного, отборочного и финального турниров сезона «Весна-2017», включая создание регистрацию, публикацию и рассылку ответственным по школам информационных материалов, ведение форума участников, подсчет и публикацию рейтингов активности, массовости, успешности, мастерства, формирование потоков
поздравлений в адрес школ.
Этап 3. Июнь-сентябрь 2017. Организация тренировочного, отборочного и финального турниров сезона «Лето-2017», включая создание наборов задач и тестов автоматической проверки решений, регистрацию, публикацию и рассылку ответственным по школам информационных материалов, ведение форума участников, подсчет и публикацию рейтингов активности, массовости,
успешности, мастерства, формирование потоков поздравлений в адрес школ и учащихся.
Этап 4. Октябрь-Ноябрь 2017. Организация тренировочного, отборочного и финального турниров сезона «Осень-2017», включая создание наборов задач и тестов автоматической проверки решений, регистрацию, публикацию и рассылку ответственным по школам информационных материалов, ведение форума участников, подсчет и публикацию рейтингов активности, массовости,
успешности, мастерства, формирование потоков поздравлений в адрес школ и учащихся.
Этап 5. Декабрь 2017. Организация заключительного командного турнира 2017-го года, включая создание наборов задач и тестов автоматической проверки решений, поддержку формирования школьных команд и их регистрацию, публикацию и рассылку ответственным по школам информационных материалов, ведение форума участников, подсчет и публикацию рейтингов активности, успешности, мастерства, формирование потоков поздравлений в адрес школ, награждение победителей. Разработка наборов задач с тестами автоматической проверки решений для турниров сезонов «Зима-2018» и «Весна-2018».
Количественные результаты
Наименование показателей результативности | Единица измерения | Ожидаемые значения |
---|---|---|
Суммарное число разработанных турнирных задач со средствами проверки | шт. | не менее 100 |
Число проведенных турниров | шт. | 7 |
Число созданных личных кабинетов | шт. | не менее 50 |
Суммарное число правильных решений задач по всем турнирам 2017 года | шт. | не менее 1500 |
Суммарное число поздравлений в адрес школ и учеников по всем турнирам 2017 года | шт. | не менее 1000 |
Качественные результаты
- Сформулированы постановки турнирных задач 13 турниров сезонов «Лето-2017», «Осень-2017», «Зима-2018», «Весна-2018».
- Созданы средства автоматизации проверки решений турнирных задач и организации дистанционного доступа к ним участников турниров.
- Сформированы таблицы рейтингов школ и организована их публикация на сайте чемпионата.
- Сформированы таблицы рейтингов учащихся и организована их публикация в личных кабинетах учителей информатики.
- Организована публикация разборов турнирных задач в личных кабинетах учителей.