Алла Костишко: «Подготовка учителей информатики должна соответствовать современным требованиям»

22 Ноября 2017, 14:54
Алла Костишко: «Подготовка учителей информатики должна соответствовать современным требованиям»
Одной из главных задач развития ИТ-сферы региона является вовлечение в эту среду детей и подростков. Уже несколько лет в Ульяновской области подобной работой занимается Центр Интернет-образования УлГУ. Здесь координируют работу региональных «Код-Классов» и проводят мастер-классы для учителей информатики. В «Код-Классах» школьники разных возрастов собирают роботов из конструкторов, учатся создавать компьютерные игры, приобретают навыки работы в интернете, а также помогают своим родителям и школьным учителям осваивать современную компьютерную технику. О проблемах и возможных путях вовлечения детей в ИТ-сферу, а также трудностях при подготовке учителей информатики рассказала директор Центра интернет-образования УлГУ Алла Костишко.

Как «Код-Классы» способствуют развитию ИТ-движения в школах?

В разных школах они разные. Всё зависит от руководителя клуба. Например, в 30-й гимназии (руководитель клуба Рябкова Светлана Алексеевна) есть ядро ребят, которые составляют «Код-Класс», но активная работа по обучению детей современным информационным технологиям в игровой форме проводится с начальных классов. Когда школа участвует в международных акциях, например, «Час кода» или «Выходи в интернет», то в них участвует буквально вся школа. Кто-то на уроках информатики, кто-то на кружках, но участвуют все. Очень активный Барышский район, в котором в настоящее время созданы и активно работают уже 8 клубов по программированию! Один из самых активных - «Код-Класс» школы села Новая Бекшанка (руководитель Окольнова Ирина Фёдоровна). Из-за того, что сельская школа небольшая, оборудование хорошее, костяк ребят «Код-Класса» в свою деятельность тоже вовлекает всю школу. Маленьких они обучают правильной работе с сотовыми телефонами. Бабушек и дедушек – компьютерной грамотности. Помогают библиотекарю, секретарю, директору школы, учителям активнее использовать компьютеры. Как пионеры! Эта работа ведётся не только во время учебного года, но и летом. Своеобразная «скорая компьютерная помощь» для школы и всего села! Есть школы, которые просто ровно, стабильно работают. Например, в Мариинской гимназии «Код-Класс» (руководитель Яшина Лариса Георгиевна) стабильно хорошо работает круглый год. Руководитель ведёт занятия 1-2 раза в неделю, принимает активное участие в акциях, обучается. Но все региональные «Код-Классы» активно принимают участие в массовых мероприятиях.
Ещё часто учителя информатики жалуются, что им приходиться быть системными администраторами в школе, приходится заниматься всеми компьютерами и помогать всем учителям. «Код-Класс» - это выход. Ребята помогут и подстрахуют.

Какие преимущества даёт наличие «Код-Класса» для школы?

Это повышение престижности учебного заведения. Потому что это интересно детям, их родителям. Повышается конкурентоспособность школы. Улучшается отношение между учителем и родителями, учителем и администрацией школы. Потому что это активная позиция учителя. Детям интересно, они рассказывают родителям, делятся между собой впечатлениями, привлекают новых ребят в «Код-Классы». Это живая среда, в которую никого не загоняют, обязательной нагрузки нет. Можно ходить, можно не ходить, но чаще всего приходят. Например, в 30-й гимназии не успеет начаться учебный год, дети уже 1 сентября спрашивают, когда приходить на занятия в «Код-Класс». Во время подготовки и участия в соревнованиях и конкурсах ребята объединяются в группы и готовят совместные проекты. Это тоже полезно, развивает умение выслушивать друг друга, работать в команде, распределять в ней роли.
Родители тоже видят, что ребёнок не играет в игрушки на компьютере и не сидит в соцсетях, а разрабатывает проекты, которые он может достойно представить и получить призы.
Активно работающий в проекте «Твой курс: ИТ для молодежи» учитель-руководитель «Код-Класса» имеет возможность получить дополнительное оборудование для работы в классе и для себя лично. Как только учитель регистрируется в базе данных проекта, он получает доступ ко всем образовательным ресурсам проекта и корпорации «Майкрософт», потому что проект финансируется этой компанией. В базе огромное количество бесплатных образовательных ресурсов, программы обучающих курсов, презентационные и методические материалы. Все последние тренды образования в сфере ИТ сводятся к коротким онлайн-курсам продолжительностью 16-20 часов. Одним словом, там есть всё, что нужно учителю для активной работы, и всё, что нужно, чтобы не отставать от времени. Каждый год бывает по 4-5 курсов в осеннюю и весеннюю сессии по самым интересным направлениям. Не выходя из дома, учитель может повысить свою квалификацию. Так же есть финансовая поддержка. За летние мероприятия во время каникул учитель может получить до 150 тысяч рублей на реализацию своего проекта. По итогам года, так как инициатива «Код-Класс» в Ульяновской области уже два года поддерживается Фондом развития информационных технологий, самые активные и успешные руководители клубов получают и материальную поддержку – от 10 до 40 тысяч. В этом году таких учителей будет 10 (8 в 2016). Традиционно подведение итогов работы за год состоится 4 декабря на стартовом мероприятии Всероссийской акции «Час кода».

Другим направлением деятельности Центра Интернет-образования является проведение мастер-классов для учителей информатики. Какие проблемы существуют в этой сфере?

Активных учителей, которые участвуют в ИТ мероприятиях, выставках, работе Ассоциации учителей информатики, в области 30-40 человек, не больше. Хотелось бы, чтобы количество активных увеличивалось. За счёт прирастания молодыми учителями, за счёт выпускников вузов. Сейчас понятно, что учителя информатики очень нужны. Поэтому это направление надо развивать. В настоящий момент информатика не просто предмет школьной программы, но инструмент для творчества и познания мира, развития целого портфеля навыков для самореализации в любой области.
Система образования не может (да и не должна) меняться также быстро, как технологии. Но можно уже сейчас начинать корректировать программу подготовки учителей информатики, для начала хотя бы за счёт регионального компонента, за счёт дополнительного обучения преподавателей, которые готовят будущих учителей информатики в педагогических вузах страны. В настоящее время наш вуз и технический университет делаем всё возможное, чтобы появлялись хорошие учителя в школах. Знаю, что несколько наших выпускников-магистрантов пошли работать в школы. Но выпускники классических и технических вузов в большей степени заточены под работу в ИТ-компаниях или в преподавательской среде. У них педагогическая подготовка недостаточно глубокая. Хотелось бы, чтобы педагогические вузы обратили особое внимание на подготовку грамотных учителей информатики, которых не нужно будет переучивать.

Почему сейчас приходится переучивать учителей?

Стандарты подготовки создавались 15-20 лет назад. А тогда чему мог научить учитель информатики? Презентации создавать, немного программировать и всё. А сейчас в ИТ-образовании столько разных возможностей и окружающий мир полон ИТ, что, если математику, физику, русский язык можно учить по старым правилам, то информатику нельзя. Программу подготовки учителей информатики необходимо изменить для того, чтобы она соответствовала современным концепциям развития информационных технологий и стандартам ИТ индустрии, ожиданиям и перспективам рынка труда в ИТ (например, параллельное программирование, искусственный интеллект, облачные вычисления, интернет вещей и большие объемы данных, блокчейн, промышленный подход к производству ИТ-продуктов и многое другое).
Надо объединять усилия всех ульяновских вузов в решении проблемы подготовки и повышения квалификации учителей информатики, соответствующих требованиям современной образовательной среды. Возможно, подключить к этому обучению (на старших курсах) преподавателей УлГУ и УлГТУ, представителей ИТ компаний региона (небольшие спецкурсы по современным тенденциям и трендам в ИТ). Это обязательно надо делать. Потому что мы уже отстали очень сильно. Такую ситуацию нельзя дальше сохранять. Говорят, что нет смысла выпускать учителей информатики (узкопрофильных), потому что в школе им не смогут обеспечить нагрузку на полноценную ставку. Это не всегда справедливо. Сейчас информатика во многих школах как предмет вводится с первого класса. Часов будет достаточно, если такие занятия будет вести профильный учитель.

Есть мнение, что для изменения программы подготовки нужно менять федеральные образовательные стандарты. Возможно ли это?

ФГОСы, если иметь в виду подготовку специалистов с высшим образованием, меняются часто. Кроме того, стандарты подготовки специалистов достаточно гибкие. Значит, надо работать с Министерством образования и науки России, работать с нашим министерством, писать письма. Сейчас всё равно достаточно большая свобода творчества в образовании у всех. Если задаться такой целью, это сделать можно. И поменять правила подготовки учителей информатики если не 2018, то с 2019 года точно. Надо уже сейчас начинать вести эту работу, сейчас пересматривать стандарт подготовки учителей информатики. А пока остается качественно развивать систему профориентации школьников в рамках клубной работы с учащимися («Код-Классы») и развития потенциала (повышения профессионализма и предоставления актуальных ресурсов) учителей в обучении детей ИКТ и программированию. Именно для этого и существует проект «Твой курс: ИТ для молодежи».

Сколько Центру приходится тратить ресурсов на работу с учителями?

Изначально, как образовательное учреждение, мы нацелены на работу со школьниками и студентами. Мы заинтересованы, в первую очередь, на привлечение профессионально ориентированных абитуриентов. Потому работа с учителями чаще всего выражается в проведении семинаров по созданию «Код-Классов», работе с базой данных проекта «Твой курс», участию в различных грантовых программах и конкурсах. Мы всегда рады сотрудничеству и готовы помочь в организации и проведении различных мероприятий, направленных на популяризацию и профессиональную ориентацию в сфере ИТ!