Организация командного чемпионата ИТ-сферы Ульяновской области по программированию среди студентов с ограниченным участием сильнейших команд школьников

Организация командного чемпионата ИТ-сферы Ульяновской области по программированию среди студентов с ограниченным участием сильнейших команд школьников
Проект поддержан фондом 01.06.2020

Суть проекта

В рамках проекта организуется командный чемпионат ИТ-сферы Ульяновской области по программированию среди студентов с ограниченным участием сильнейших команд школьников в формате трех турниров. Процесс организации чемпионата заключается в следующем:
a) с начала открытия финансирования проекта и до начала августа 2020 года проводится разработка регламента мероприятий чемпионата и турнирных задач с тестами автоматической проверки решений;
b) в августе с учетом расписания квалификационного турнира четвертьфинала чемпионата мира по спортивному программированию формируется расписание трех турниров, формируется и публикуется комплект информационных материалов, рассылаются приглашения в вузы региона;
c) в сентябре-октябре проводится дистанционный отборочный турнир; контроль самостоятельности решения задач командами организуется с помощью системы анализа заимствований решений одной команды другими командами;
d) в ноябре-декабре в компьютерных классах УлГТУ проводятся два финальных турнира, к участию в которых допускаются команды, показавшие в отборочном турнире лучшие результаты; в этих турнирах самостоятельность решения задач обеспечивается отключением интернет в учебных классах, изъятием телефонов на время турнира;
e) формулировки постановок задач и тесты загружаются в систему управления турнирами, снабженную несколькими проверяющими машинами, затем тесты отлаживаются с привлечением независимых от авторов программистов – преимущественно участников чемпионата мира по спортивному программированию;
f) организуется регистрация команд на сайте чемпионата; каждая команда включает в себя три человека;
g) информация о дате-времени начала и завершения каждого турнира публикуется на сайте чемпионата;
h) в ходе турнира на сайте чемпионата публикуется турнирная таблица, в которой для каждой команды приводится число решенных задач, число попыток решения каждой задачи, время решения от начала турнира и суммарное время решения по всем решенным задачам;
i) в ходе любого турнира на его сайте организуется форум участников, через инструментальные средства которого участники могут задавать вопросы авторам задач и получать ответы, которые касаются толкования формулировок задач и технических проблем взаимодействия с автоматизированной системой управления турнирами, но не могут быть подсказками;
j) сразу по завершению второго финального турнира оргкомитет на основе результатов трех турниров определяет распределение мест команд в чемпионате и организует награждение команд-призеров медалями и кубком чемпиона области.
В ходе выполнения заявляемого проекта выполняется подготовка всех информационно-программных материалов для 3 турниров: «Отборочный турнир», «Первый финальный турнир», «Второй финальный турнир».

Выделено фондом для реализации

150 000 рублей
Помочь проекту

Польза проекта с позиции авторов


В ходе выполнения проекта решаются следующие основные проблемы организации студенческих программистских олимпиад и других мероприятий по созданию кадрового потенциала ИТ-сферы Ульяновской области:
• Проблема слабой распространенности технологий спортивного программирования в базовых курсах программирования, входящих в учебные планы многих направлений подготовки бакалавров и магистров в различных вузах области.
• Проблема низкого уровня представительства вузов Ульяновской области в четвертьфинале чемпионата мира по спортивному программированию. Так, в квалификационном турнире четвертьфинала чемпионата мира по спортивному программированию, проведенном 17 сентября 2017 года, из 10 участвующих ульяновских команд только 3 вошли в 50 лучших (всего 240 команд), тогда как от Самарской области – 7 команд, от Саратовской области – 8 команд, от Татарстана – 12 команд.
• Проблема слабой готовности выпускников профильных направлений участвовать в наукоемких проектах ИТ-сферы. Активизация участия студентов в спортивном программировании позволяет осваивать методы решения алгоритмически сложных задач, в том числе оптимизационных, что способствует увеличению конкурентоспособности создаваемых в ИТ-сфере Ульяновской области программных продуктов.
• Проблема создания привлекательности вузов региона для тех выпускников школ, которые «заболели» спортивным программированием в ходе участия в школьном чемпионате области. Допуск наиболее успешных финалистов школьного чемпионата для участия в студенческом чемпионате должно способствовать осознанию ими факта, что в регионе есть чему учиться и созданы условия для активного роста в режиме увлекательного для них соревновательного процесса.
• Проблема обеспечения непрерывности соревновательного процесса для тех участников школьного чемпионата, которые поступили в вузы области. У них появляются возможности спустя две-три недели после получения студенческого билета принять участие в первом осеннем турнире, результаты которого могут обеспечить им даже пропуск в четвертьфинал чемпионата мира.

Почему мы?


Накоплен многолетний опыт создания наборов задач и организации турниров по спортивному программированию с автоматической проверкой решений: 8 турниров номинации «Алгоритмическое программирование» Поволжской олимпиады Волга-ИТ – 2012-2015 гг., 10 турниров первокурсников УлГТУ – 2013-2015 гг., 10 турниров практикантов УлГТУ – 2012-2016 гг., 52 турнира чемпионата ИТ-сферы Ульяновской области по программированию среди школьников – 2015-2019 гг. В решение задач областного чемпионата школьников по программированию вовлечено более 1000 учащихся.

Команда проекта


Профессор кафедры ВТ УлГТУ, д.т.н. Негода В.Н., ассистент и аспирант кафедры кафедры ВТ УлГТУ, четырехкратный участник полуфинала мира по спортивному программированию В.А.Фолунин, дипломанты полуфинала мира по спортивному программированию, преподаватель технопарка Кванториум М.О.Кашичкин и студент ФИСТ УлГТУ Д.В.Горшков.

Календарь проекта


Этап 1. Март-август 2020.
Этап 2. Сентябрь-октябрь 2020.
Этап 3. Ноябрь-декабрь 2020.

Количественные результаты


Наименование показателей результативности Единица измерения Ожидаемые значения
Суммарное число разработанных турнирных задач со средствами проверки шт. 21
Число проведенных турниров шт. 3
Сумма числа участвующих команд по всем турнирам шт. 20

Качественные результаты


  • Сформулированы постановки турнирных задач трех турниров
  • Созданы средства автоматизации проверки решений турнирных задач и организации дистанционного доступа к ним участников турниров
  • Организовано проведение 3 турниров с регистрацией команд участников и сопровождением процессов решения со стороны авторов задач в турнирных форумах
  • Организованы разборы задач финальных турниров перед командами-участниками
  • Организовано подведение итогов и награждение победителей
  • Организована публикация результатов всех информационных материалов чемпионата на его сайте
Помочь проекту К списку проектов