Организация чемпионата ИТ-сферы Ульяновской области по программированию среди школьников

Организация чемпионата ИТ-сферы Ульяновской области по программированию среди школьников
Проект поддержан фондом 01.06.2020

Суть проекта

В рамках проекта организуется чемпионат ИТ-сферы Ульяновской области по программированию среди школьников в формате круглогодичной системы турниров. Процесс организации чемпионата заключается в следующем:
a) турниры сгруппированы в сезоны - зима, весна, лето, осень; к турниру допускаются учащиеся любых средних учебных заведений: школ, лицеев, гимназий, колледжей, училищ, техникумов; термин «учащиеся школы» ниже используется как синоним терминов «студент колледжа» или «студент техникума»;
b) в каждом сезоне проводится три турнира – тренировочный, отборочный и финальный; в сезон «Осень» включается еще четвертый турнир – заключительный командный турнир года;
c) в тренировочном и отборочном турнире участники имеют доступ к системе управления турнирами через Интернет с домашних или школьных компьютеров;
d) финальные турниры проводятся в компьютерных классах УлГТУ, где контролируется самостоятельность решения задач финалистами – отбираются телефоны, исключается нахождение учащихся одного учебного заведения за соседними рабочими местами, исключается доступ к Интернет и возможность использования каких-либо внешних носителей данных;
e) в ходе организации каждого турнира создается набор задач по алгоритмическому программированию и средства автоматизации тестирования – так называемы чекеры;
f) формулировки постановок задач и чекеры загружаются в систему управления турнирами, снабженную несколькими проверяющими машинами, затем чекеры отлаживаются с привлечением независимых от авторов программистов – преимущественно участников чемпионата мира по спортивному программированию;
g) организуется двухэтапная регистрация участников на сайте чемпионата ulivt.ru (в дальнейшем ULIVT) – сначала регистрируются ответственные за участие от учебных заведений (в качестве них чаще всего выступают учителя информатики), которые затем самостоятельно регистрируют школьников; инструкции по регистрации публикуются на сайте ULIVT; на основе регистрации ответственных создаются информационные страницы школ для отражения текущего прогресса в рейтингах самой школы и рейтингов ее учеников, участвующих в чемпионате;
h) регистрационные данные из базы чемпионата на сайте ULIVT переносятся в базы данных автоматизированной системы управления турнирами; постоянно поддерживается связь через электронную почту между администраторами турниров и ответственными за участие в чемпионате от учебного заведения;
i) информация о дате-времени начала и завершения каждого турнира публикуется на сайте чемпионата ULIVT;
j) в ходе турнира на сайте чемпионата публикуется турнирная таблица, в которой для каждого участника приводится число решенных задач, число попыток решения каждой задачи, время решения от начала турнира и суммарное время решения по всем решенным задачам;
k) по ходу турнира организуется анализ динамики показателей школ и формирование потоков поздравлений в адрес конкретных школ за различные виды достижений: «Удалось первыми решить задачу ‘наименование задачи’» (в поздравлении указывается соответствующее наименование задачи), «Удалось попасть в круг решивших N задач ’в указанном’ турнире сезона ‘наименование сезона’» (в поздравлении указывается количество задач, выбираемого из конфигурационных данных, конкретные наименования турнира и сезона), «Удалось решить все задачи ’в указанном’ турнире сезона ‘наименование сезона’», «Прохождение в финал сезона ‘наименование сезона’» и т.п.;
l) в ходе любого турнира на его сайте проверяющей системы организуется форум участников, в ходе которого участники могут задавать вопросы авторам задач и получать ответы, которые касаются толкования формулировок задач и технических проблем взаимодействия с автоматизированной системой управления турнирами, но не могут быть подсказками;
m) по итоговой турнирной таблице каждого отборочного турнира организаторами чемпионата определяется состав финального турнира, который вместе с информацией о дате, времени и месте проведения финала публикуется на сайте ULIVT, рассылается ответственным от учебных заведений и передается в министерство образования для создания основания командировать участников финала и сопровождающих их лиц в УлГТУ;
n) задания отборочных турниров подвергаются проверке на заимствование кода одних участников у других – так называемая антиплагиатная проверка; при обнаружении заимствований решения, обладающие высокой степенью совпадения, аннулируются с возможной дисквалификацией участников без выяснения кто из участников решил сам, а кто заимствовал;
o) финальный турнир каждого сезона организуется в УлГТУ с использованием серверов и компьютерных классов, а также вовлечением обслуживающего персонала УлГТУ; организуется разбор турнирных задач и награждение финалистов дипломами;
p) по ходу чемпионата выполняется интеграция данных по учебным заведениям на основе подсчета четырех видов рейтингов: рейтинг массовости – суммарное число учеников школы, решивших хотя бы одну задачу; количество решенных задач – общее число задач, решенных учащимися школы; рейтинг успешности – вычисляется по формуле C + 3*F + 5*S, где C – число задач, решенных в отборочных турнирах, F – число задач, решенных в сезонных финалах, S – число задач решенных в заключительном командном турнире; рейтинг мастерства – подсчитывается как сумма таких баллов за правильные решений конкретных задач отборочных и финальных турниров, которые начисляются с учетом числа участников турнира, решивших задачу (начисляемый балл обратно пропорционален количеству участников, решивших
задачу);
q) на основании подсчета рейтингов школ формируются и публикуются на сайте ULIVT четыре турнирных таблицы, в каждой из которых учебные заведения упорядочены в порядке убывания значения рейтинга;
r) на основе значений рейтингов успешности и мастерства, накопленных школами по всем сезонным турнирам года, определяются квоты для учебных заведений для представления команд в заключительном командном турнире;
s) в соответствие с квотами организуется формирование школьных команд, их регистрация и проведение суперфинала, по итогам которого вручается кубок победившей команде и по 3 комплекта медалей участникам – 3 золотые, 3 серебряные, 3 бронзовые;
t) подсчитывается суммарный рейтинг успешности учебных заведений по всем турнирам, включая суперфинал, и формируются заключительные таблицы рейтингов школ; школа, занявшее первое место по рейтингу успешности, объявляется победителем чемпионата;
u) по ходу чемпионата организуется подсчет личных рейтингов участников и публикация результатов на веб-страницах школ;
v) по ходу турнира организуется публикация всех поздравлений в адрес школы на ее веб-страницы сайта чемпионата;
w) по ходу турнира организуется анализ динамики личных показателей учащихся школ и формирование потоков поздравлений в их адрес;
x) в разделе информационных материалов сайта ULIVT публикуются материалы для тренировочного процесса;
y) в качестве дополнительного постоянно-действующего в любое время года турнира организуется решение задач из сборника с поддержкой учета результатов в рейтингах количества решенных задач и массовости.

Выделено фондом для реализации

600 000 рублей
Помочь проекту

Польза проекта с позиции авторов


В ходе выполнения проекта решаются следующие основные проблемы организации школьных программистских олимпиад и других мероприятий по вовлечению школьников в ИТ-сферу Ульяновской области:
• Проблема низкой массовости мероприятий, в которых школьники решают задачи предметной области ИТ-сферы. Количество задач, решения которых способно проверить профессиональное жюри, исчисляется десятками. Для вовлечения в ИТ-сферу многих сотен школьников требуется такой формат активных мероприятий со школьниками, в котором могут фигурировать многие тысячи решений задач. Эту проблему успешно решает технология автоматической проверки решений турнирных задач, применяемая при организации чемпионата ИТ-сферы Ульяновской области по программированию среди школьников.
• Проблема эпизодичности мероприятий, примером которой является ежегодная олимпиада школьников по информатике, которая обладает достаточной массовостью на районном этапе, имеющем продолжительность всего несколько часов. Чемпионат ИТ-сферы Ульяновской области по программированию среди школьников проводится в формате, который предусматривает круглосуточный доступ участников к проверяющим машинам
в течении всего года.
• Проблема малого количества задач проводимых олимпиад. Чемпионат ИТ-сферы Ульяновской области по программированию среди школьников предполагает вовлечение в турниры всех сезонов более 100 задач по
алгоритмическому программированию, а также более 250 задач учебного сборника задач, используемого учителями в занятиях по информатике и кружковой работе.
• Проблема ограниченности средств мотивации участников олимпиадных мероприятий. Три призовые места традиционных олимпиад оставляют за бортом победителей большую часть участников. Эта проблема решается в организуемом в рамках проекта чемпионате ИТ-сферы Ульяновской области по программированию среди школьников тремя способами: организацией 5 финалов, в каждом из которых участникам вручаются дипломы; увеличением количества рейтингов, благодаря чему расширяется общее число призеров; организацией анализа динамики показателей и публикацией поздравлений в адрес школ и учащихся.

Почему мы?


Накоплен многолетний опыт создания наборов задач и организации турниров по спортивному программированию с автоматической проверкой решений: 8 турниров номинации «Алгоритмическое программирование» Поволжской олимпиады Волга-ИТ – 2012-2017 гг., 10 турниров первокурсников УлГТУ – 2013-2015 гг., 13 турниров практикантов УлГТУ – 2012-2018 гг., 52 турнира чемпионата ИТ-сферы Ульяновской области по программированию среди школьников – 2015-2019 гг. В чемпионате школьников менее чем за 5 лет зафиксировано более 40 тысяч успешных решений задач.

Команда проекта


Профессор кафедры ВТ УлГТУ, д.т.н. В.Н.Негода, доцент кафедры ВТ УлГТУ, к.т.н. Ю.А.Лапшов, дипломант полуфинала мира по спортивному программированию преподаватель технопарка «Кванториум» М.О.Кашичкин, дипломанты полуфинала мира по спортивному программированию студенты ФИСТ УлГТУ Д.В.Горшков и М.В.Крутов и многократный участник четвертьфинала чемпионата мира по спортивному программированию студентка ФИСТ А.П.Кребс.

Календарь проекта


Этап 1. Январь-февраль 2020.
Этап 2. Март-май 2020.
Этап 3. Июнь-сентябрь 2020.
Этап 4. Октябрь-Ноябрь 2020.
Этап 5. Декабрь 2020.

Количественные результаты


Наименование показателей результативности Единица измерения Ожидаемые значения
Суммарное число разработанных турнирных задач со средствами проверки шт. 100
Число проведенных турниров шт. 13
Суммарное число правильных решений задач по всем турнирам и видам тренировочной работы 2020 года шт. 1000
Суммарное число поздравлений в адрес школ и учеников по всем турнирам 2020 года шт. 2000

Качественные результаты


  • Сформулированы постановки турнирных задач 4-х тренировочных турниров всех 4-х сезонов 2020 года, а также всех отборочных и финальных турниров сезонов «Лето-2020», «Осень-2020», «Зима-2020», «Весна-2020» и суперфинала 2020- го года
  • Созданы средства автоматизации проверки решений турнирных задач и организации дистанционного доступа к ним участников турниров, а также к сборнику задач
  • Сформированы таблицы рейтингов школ и организована их публикация на сайте чемпионата
  • Организовано проведение 13 турниров 2020 года с регистрацией участников и сопровождением процессов решения со стороны авторов задач в турнирных форумах
  • Сформированы таблицы личных рейтингов участников и организована их публикация на веб-страницах школ веб-сайта чемпионата
  • Организован разбор турнирных для участников сезонных финалов и суперфинала
Помочь проекту К списку проектов